
СИНТЕЗАТОРЫ. ВЫБИРАЕМ ЭЛЕКТРОННЫЕ КЛАВИШИ.
В этом материале мы «готовим» такое с первого взгляда простое и конкретное слово как «синтезатор». Все настолько «просто», что синтезатором у нас в миру принято обзывать чуть ли не любой инструмент с клавишами и динамиками на борту, извергающий звукЪ при нажатии на эти самые клавиши. Между противоударной игрушкой из детского магазина и навороченным сценическим аппаратом целая пропасть, тем не менее, все они гордо именуются синтезаторами. Что же делать, кого спрашивать и куда бежать, чтобы выбрать именно то, что нужно вам? Запасайтесь попкорном и напитками – все ответы тут!
Глава I. "Шо воно такэ?" (с)
Википедия выдает такое определение на запрос «синтезатор»:
Синтезатор (англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн.
Не уверен, что глаза у вас открылись и сразу наступило просветление… значит, идем дальше. И начнем мы с небольшого экскурса в историю. До конца XIX – начала XX века пианисты, композиторы обходились исключительно роялями и фортепиано. Массивные инструменты из стали, древесины и слоновой кости для покрытия клавиш были предметами роскоши, недоступными для «простых смертных». Концертные залы, консерватории, частные поместья… в домах и квартирах обычных людей фортепиано появились значительно позже.
Религиозные заведения же отдавали предпочтение оргáнам. По сравнению с ними рояль или фортепиано можно считать верхом компактности и мобильности. Оргáн строился вместе с храмом, как неотъемлемая часть всего здания. И пускай вас не обманывает видимая его часть с привычными рядами мануалов (клавиатур), за которой сидит музыкант. За ней спрятаны огромные меха и трубы, уходящие под самые своды храма. К слову, эти клавишно-духовые инструменты считаются самыми большими в мире.
![]() | Видимо, как раз об этом на досуге и призадумался находчивый американский инженер Лоуренс Хаммонд и к 1935 году построил свой орган, назвав его без лишней скромности - Органом Хаммонда (Hammond Organ). Самым главным достоинством Органа Хаммонда по тем временам была компактность, мобильность и цена. Будучи размером с фортепиано, он был не в пример легче и удобней. Его можно было транспортировать, устанавливать где и как хочется. Кроме этого, Орган Хаммонда был электронным, поэтому его вполне смело можно записать в прадедушки современного синтезатора (до дедушки, кстати, мы тоже скоро доберемся). Справедливости ради отмечу, что электронным называть его было бы не совсем корректно. Правильней - электрическим, так как звук у него создавался не электронным осциллятором (страшное слово, не пугайтесь), а механическими, т.н. фоническими колесами и звукоснимателями. При нажатии на клавиши эти колеса начинали вращаться под электромагнитными датчиками, электрический сигнал с которых поступал дальше на специальный ящик с усилителем и громкоговорителями фирмы Лесли. Вот таким образом и создавался звук. Широкую популярность Орган Хаммонда обрел в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. |
А вторую молодость и узнаваемый на весь мир голос подарил Хаммонду в 1970-е годы гениальный Джон Лорд (Jon Lord), клавишник пионеров хард-рока - группы Deep Purple. Он взял и подключил свой Хаммонд не к кабинету Лесли, а прямиком к ламповому гитарному усилителю Маршалл. Но это уже совсем другая история :)
Давайте все-таки вернемся назад, в 1960-е годы, потому что пришло время представить вам нашего дедушку – первый аналоговый синтезатор Роберта Муга (или Моуга, как удобней). Роберт Артур Муг, американец с немецкими корнями с детства увлекался электроникой и акустикой. В 19 лет Артур основал свою компанию, а уже в начале 1960-х представил свои первые модели модульных синтезаторов. И до него были потуги сделать что-то похожее, был Лев Термен со своим уникальным терменвоксом и другие «товарищи», но именно Мугу удалось создать первый коммерчески успешный синтезатор и вывести его «в люди». Судьба жестока и все лавры достаются победителю, поэтому вторые и третьи роли в этой гонке мы опустим. Но одного человека все-таки оставим. Изобретатель и композитор Герберт Дойч вместе с Робертом Мугом вместе придумали такую концепцию, как электронный фильтр, управляемый напряжением. То есть, при нажатии на клавишу, на электронный колебательный контур подается напряжение и он генерирует базовую волну определенной частоты. Нажав на другую клавишу, значение управляющего напряжения изменится, и мы получим волну другой частоты. Не мудрствуя лукаво, Муг решил увеличивать напряжение шагом в 1В на каждую октаву вверх; а увеличение напряжения на 1/12В соответствовало изменению частоты на один полутон (в одной октаве, как известно, 12 полутонов). Затем волна пропускалась через набор фильтров (также управляемых напряжением), которые, как эквалайзер в вашей стереосистеме, усиливали одни и ослабляли другие частоты, формируя тембральную окраску звука. После этого в дело вступали два «страшных зверя» – модулятор-генератор низкой частоты (LFO) и генератор огибающей (ADSR). | ![]() |
«Страшно? А мне нет», - говорил Карлсон, набрасывая на себя простыню и временно (в воспитательных целях) превращаясь в привидение с мотором, «дикое, но симпатишное». Так и тут, жуткие эти вещи только с первого взгляда. LFO – это вообще прекраснейшая штука, которую вы слышали ну просто везде. Если с помощью генератора низкой частоты (от 0.1Гц до 20Гц) управлять фильтром (его частотой среза), то это приведет к характерным ритмичным изменениям тембра звука. Особенно когда частота LFO совпадает с темпом композиции – звучит это очень натурально и естественно. Если с помощью LFO управлять громкостью, то получим эффект тремоло, если высотой тона - то эффект вибрато. Ну, а если фильтр «двигать» вверх-вниз, то получим эффект как у гитарных вау-вау педалей. Разобрались.
Теперь наступает черед страшных «букав» ADSR. Их тоже бояться нечего. Генератор ADSR-огибающей регулирует динамику тембра, то есть формирует то, c какой амплитудой и как быстро звук будет нарастать при нажатии на клавишу, каким будет сустейн, и, наконец, как будет спадать интенсивность при отпускании клавиши. Весь этот процесс можно разделить на несколько этапов. В данном случае их четыре, они и зашифрованы в аббревиатуре ADSR: атака (attack), спад (decay), сустейн (sustain) и затухание (release). Затем сигнал поступал на усилитель (тоже управляемый напряжением), а услышать звук можно было, подключив к синтезатору усилитель с громкоговорителями или наушники. | ![]() |
Каждый такой блок, от генератора до усилителя, был независим друг от друга и звался «модулем». Именно поэтому это устройство получило название Модульный Синтезатор. В общем корпусе можно было разместить несколько таких модулей. Подключались между собой они целым ворохом патч-кабелей, делая первый синтезатор Муга похожим на телефонную станцию, а музыканта – на телефонистку или осьминога, жонглирующего шнурами.
Новинка Муга привлекла к себе внимание, вызвав интерес сначала в научных кругах на конвенции AES (Audio Engineering Society) в октябре 1964 года, а затем и у представителей музыкальной индустрии. В апреле 1967 года компания начала выпускать модульные системы в трех модификациях: Moog I, Moog II, Moog III, стоимостью от $2800 до $6200. В те годы в США за $6000 можно было купить целый дом, поэтому в очередь за ними не становились. Все изменил музыкальный фестиваль 1967 года в Монтерее, Калифорния. Компания Муга арендовала там небольшой павильон без особых надежд на успех. Однако, то ли летняя жара, то ли действительно неподдельный интерес привел туда людей непосредственно связанных с The Byrds, The Beatles и Rolling Stones… В итоге прямо там, на месте, в руки «ушло» (!) шесть или семь синтезаторов. А потом были все: The Doors, Beach Boys, Frank Zappa, Keith Emerson и т.д.
Где-то аналогия с современными аппаратами уже просматривается, но до идеала еще далеко. Хотя… вот же он, наш идеал! Знакомьтесь – Yamaha DX-7!
DX-7 тоже стал первым коммерчески успешным синтезатором. Только не аналоговым, как Moog, а цифровым. Метод синтеза, используемый в данном инструменте, был основан на исследованиях профессора Стэндфордского университета Джона Чоунинга и получил название линейный синтез частотной модуляции или кратко «FM-синтез». Yamaha запатентовала эту методику, и, начиная с DX-7, широко использовала ее в своих синтезаторах. «FM-синтез» наряду с другими технологиями (в частности волновым семплингом) сегодня является неотъемлемой частью современного цифрового синтезатора. По сути то, что мы встречаем в магазинах и называем синтезатор, визуально и принципиально соответствует идее, заложенной в Yamaha DX-7 более тридцати лет назад: один корпус, в котором объединены клавиатура, цифровой генератор и органы управления. Подобно аналоговым собратьям, нажатие на клавишу запускает генератор волновых форм, которые затем обрабатываются фильтрами, огибающими, и усиливаются. Только происходит это все в цифровом формате. «Блоки-шкафчики-модули» никуда не делись, просто они стали намного меньше, и технологии позволили уместить их все на одной или нескольких печатных платах внутри корпуса синтезатора. В конце цепи стоит кодек-конвертор, который преобразует цифровой код в аналоговый сигнал, который мы услышим, подключив акустическую систему или наушники к выходу синтезатора. Цифровой мир позволил не только существенно уменьшить и впоследствии упростить всю систему, но и сохранить настройки звучаний в памяти устройства. «Макароны» джампер-кабелей остались в прошлом.
DX-7 был необыкновенно популярен в 1980-е годы, его характерное звучание можно услышать практически на любых записях тех лет. Из-за невысокой стоимости и компактности он стал одной из наиболее продаваемых моделей за всю историю существования синтезаторов. Начиная с 1983 по 1987 год было выпущено 160 000 экземпляров!
Та-дааа! Можем переходить ко второй части нашего «марлезонского балета» под названием «Cинтезатор»!
Глава II . «Они заполонили всю планету» (с)
Общая картина уже начала вырисовываться, но расслабляться рано. За последние 30 лет синтезаторы не только технологически эволюционировали, но и успешно расплодились в различные подвиды, успешно прячась под личиной, например, фортепиано или рояля. Уверяю вас, абсолютное большинство покупателей узрев и услышав цифровое пианино на полном серьезе задает вопрос: «А настройщика надо вызывать?». Ответная реплика: «Оно не расстраивается… никогда!» сразу вводит человека в состояние эйфории от сэкономленных средств и высоких технологий XXI века и вопросы прекращаются. Но факт остается фактом, многие свято верят, что в таком пианино внутри натянуты струны, молоточки стучат, дека резонирует и образуется звук. Это говорит о том, что современные синтезаторы успешно выполняют одну из своих главных функций – реалистично воссоздавать слуховые и тактильные ощущения от игры на акустическом инструменте. Ну, а уж про море «пряников», таких как автоаккомпанемент, память, отображение нот на экранах, встроенная звукозапись, и говорить нечего.
Давайте попробуем разложить по полочкам, где, в каком виде, и, главное, под каким названием прячутся синтезаторы в разнообразии клавишных музыкальных инструментов.
1. PORTABLE KEYBOARDS
Компактные клавишные инструменты - именно так называют эти устройства во всем мире, но у нас в народе принято называть их «самограйками». Именно их чаще всего вы встретите в музыкальном магазине. PSR, как в прочем и глобально «Yamaha», стали именами нарицательными для целого пласта компактных пятиоктавных «клавиш» с аккомпанементом, набором различных тембров, памятью, экраном и встроенными громкоговорителями.
«У меня Ямаха Касио» - это не анекдот, а реальная фраза одного из покупателей))). Они действительно играют сами. Достаточно запустить авто аккомпанемент и выбрать тональность в левой части клавиатуры, а в правой – вести мелодическую линию. Отсюда и слово «самограйка». От развлекательных моделей для детей до рабочих станций для музыканта-аранжировщика, с начала 90-х годов прошлого века и по сегодняшний день серия PSR прочно удерживает позиции в этом сегменте. Типичные представители – PSR-F50, PSR-E343 и PSR-S750.
2. SYNTHESIZERS
Опять синтезаторы :) «Так в чем, собственно?» Интересно, что первоначально задачей синтезатора вовсе не было воссоздание звучаний акустического фортепиано или классической гитары. Он имел собственный инструментарий для создания уникальных, ни на что не похожих звуков. Современный профессиональный синтезатор как раз и является таким инструментом в первую очередь. Это конструктор, позволяющий «собирать» свой уникальный звук, тембр, экспрессию и перфоманс из волновых форм, фильтров, огибающих и прочих элементов. То есть, мы возвращаемся к концепции синтезатора Роберта Муга, где свой звук нужно было рисовать как художнику, только вместо кисточек жонглировать патч-кабелями, как осьминог ))).
Вот тебе краски, холст и – вперед! Конечно, в современном синтезаторе есть и готовые звуки фортепиано, и духовых, и ударных, как в PSR серии. Но есть нюанс. Эту картину всегда можно перерисовать под себя, использовать другие краски, подтереть где нужно, навести ярче местами, в общем, «усугублять по всем направлениям». Компактные клавиатуры этого, как правило, лишены, хотя у старших моделей в определенных рамках редактировать тембры, все же, возможно. Типичные представители этой категории – Yamaha Motif XF, MoXF, MX серия.
3. DIGITAL PIANO
Цифровые пианино. Простая и гениальная концепция, объединяющая в себе сразу несколько решений: дизайн, звучание и функционал для создания идеального домашнего инструмента для исполнения, занятий и даже создания полноценных музыкальных произведений.
![]() | Успех таких «синтезаторов» кроется как раз в умелом и гармоничном союзе первого, второго и третьего. Деревянный кабинет с дизайном в форме пианино или даже небольшого кабинетного рояля, различные варианты цветовой отделки идеально впишут инструмент в любой интерьер помещения. Встроенные системы звукоусиления, от простых двухполосных до изощренных со множеством громкоговорителей, можно найти и локализовать только заглянув в руководство пользователя. Они ловко вписаны в дизайн и спрятаны внутри инструмента (даже на его фронтальных панелях), и при этом абсолютно незаметны. При всем при этом инструмент звучит, делает это выразительно, динамично и экспрессивно. Задача создать ощущение звучания настоящего пианино и тут решена на отлично, в особенности у продукции Yamaha. Ну, а теперь добавьте сюда практически безграничные возможности современного развлекательного синтезатора или даже профессиональной аранжировочной рабочей станции – и на выходе получится... Цифровое Пианино.
И еще один важный момент, который мы обязательно должны отметить - абсолютное большинство всех цифровых пианино имеют полноразмерную клавиатуру (7 полных октав, 88 клавиш) с молоточковой механикой, как у настоящего пианино или рояля. Единственное чего в ней нет – это, конечно же, струн, но принцип и физика ее работы в точности повторяет оригинал. Молоточки, противовесы и демпферы двигаются так, чтобы максимально точно передать ощущения от игры на настоящем акустическом инструменте. Это очень важно для тех, кто решил заниматься по классу фортепиано в музыкальной школе. От начинающего до профессионального пианиста, молоточковая механика – это основа обучения и исполнительского мастерства. Мы подробнее рассмотрим типы клавиатур несколько позже. Типичные представители категории цифровых пианино – это Yamaha Clavinova (тоже ставшая именем нарицательным), Arius, отчасти и инструменты P-серии, CP-серии. |
Ну вот, мы уже можем выбрать тип «синтезатора». Теперь нужно разобраться с типами клавиатур и значением некоторых непонятных слов типа «полифония», «секвенсор», «стиль» и «тембр».
Глава ТРИ. А что внуТРИ?
КЛАВИАТУРА
У клавиатуры есть несколько ключевых характеристик, на которые следует обращать внимание. В первую очередь это динамика и количество клавиш.
Количество клавиш:
- 25-49 клавиш (2-4 полные октавы). Довольно редко встречаются у развлекательных и профессиональных синтезаторов. Но стоить отметить, что такие малыши популярны у любителей компактных MIDI клавиатур и популярной электронной музыки. Например, Yamaha MX49.
- Самый популярный «размер» у синтезаторов - 61 клавиша (5 полных октав). Пяти октав вполне хватает для мелодических линий, даже с учетом резерва левой части клавиатуры под управление акомпанементом. 90% всех развлекательных моделей 61-клавишные. Это вся PSR-E серия.
- 76 клавиш (6 полных октав) расширенный на октаву звукоряд, как правило, присутствует у моделей синтезаторов, находящихся между развлекательными моделями и цифровыми пианино. Это Yamaha DGX-230, NP-V60.
- 88 клавиш (7 полных октав) – как известно, у акустического фортепиано и рояля 88 клавиш, клавиатура «тяжелая», взвешенная, оснащенная молоточковой механикой. Имитация такой механики, за исключением струн, зовется у Yamaha Graded Hammer (GH), и имеет несколько модификаций. Такая клавиатура встречается практически у всех цифровых пианино, также ей оснащаются профессиональные синтезаторы типа Motif XF8 или MоXF8. Все это делается для удобства пианиста или клавишника, привыкшего к «классике». У Yamaha Clavinova CLP, CVP, Arius, DGX-650 именно такая клавиатура.
Встречаются полноразмерные клавиатуры на 88 клавиш и без молоточковой механики, но довольно редко. У них, как у большинства «мелких» синтезаторов и компактных клавиатур, механика не обеспечивает такого натурального ощущения, как настоящая молоточковая. Зато она проще, легче и компактней. Так что для развлекательных аппаратов и даже аранжировочных станций не столь критично ее наличие и хватает «обычных» синтезаторных клавиш.
Динамика
- Не динамическая клавиатура не чувствительна к силе нажатия на клавиши. То есть громкость и тембр звучания синтезатора не зависят от скорости и силы нажатия. Такая клавиатура у моделей начального уровня: PSR-F50, PSR-R200, PSR-E243.
- Динамическая клавиатура - чувствительная к силе нажатия на клавиши. Громкость, тембр и специальные эффекты тембра зависят от скорости и силы нажатия. Такая клавиатура у моделей среднего и профессионального уровня. У флагманских моделей еще встречается такая функция, как послекасание (aftertouch), позволяющая